Если первая проходила в формате подведение итогов, то вторая
подарила нам донабор в питерские группы, как на старший, так и на
младший факультет. Резонно теперь делать две группы младшего
потока. В связи с этим, стало очевидно, что нужно готовить
навигаторов и ставить «продвинутых новичков» как помощников
навигаторов.
Сама программа второй конференции вселяла оптимизм. Чего стоили
названия! В первой половине дня фактически состоялось знакомство
внешней аудитории с проектом в виде представления фактов, образов и
смыслов:
broad-education.atlassian.net/wiki/pages/viewpage.action?pageId=1966400
На первой конференции Георгий Чижов и Олег Муромцев представили
модель широкополоски в виде образовательной развивающей
экологической системы. Честно говоря, хотелось продолжения. Жаль,
что его не было. Правда, уже на первой внутренней конференции,
говорилось, что есть недостатки модели, с ними надо поработать… Но,
во-первых, модель она потому и модель, что не претендует на
всеобъемлющее отображение действительности. Любая модель «работает»
в рамках границ применимости. Но зато, модель дает образное
восприятие. Так что, было бы здорово, если бы обсуждение модели, её
допиливание или переработка перешли в темы Дискуссионного клуба,
который был заявлен как один из проектов студентов на второе
полугодие.
На презентации проектов представлялись те проекты, которые
успешно были проведены в первом полугодии или очень хочется, чтоб
они были во втором. Но, не только это было критерием отбора.
Поскольку, как мне показалось, многие яркие презентации,
представленные студентами 8 февраля, не попали. Думаю, что
организаторы хотели показать разные стили работы в широкополоске,
учитывали и готовность представлять свои программы 15 февраля.
В связи с этим вспоминаю наш сентябрьский стартовый лагерь в
Москве. Там одна из главных задач была – показать мини-модель
широкополоски, чтобы новый народ, будущие студенты поняли и
прочувствовали, что же такое широкополоска. Схожая задача,
поскольку она лежит в поле Представления модели другим, причем
желательно так, чтобы произошло Присвоение. Кстати, тогда одна из
главных критик лагеря была то, что представление прошло несколько
сумбурно и запутанно.
Прошло полгода. Идет конференция со схожей задачей -
Представление себя во вне. Сумбур тоже наблюдался, хотя гораздо
меньше. Но теперь вопрос на будущее, как бы сделать, чтобы в
будущем этого сумбура стало ещё меньше?
Действительно, когда готовишь объяснение чего-либо, полезно
представлять себя на месте тех, кто видит и слышит это впервые.
Ведь бывает так, что вроде и сделал всё интересно, и ярко, и
интерактивно, а вот чего-то не хватает. Если вы живете в социальных
сетях, то, конечно, наблюдаете огромный поток любопытных фактов,
информации… А читаешь и следишь всё больше за той, которая в «твоем
контексте». Так и на нашей конференции, к нам пришли люди, которые
наверняка знают, как проводить настолки, или как устраивать лагеря,
походы, фестивали, да мало ли что ещё… Поэтому во время
представления проектов, всё-таки больше внимания нужно было уделить
«контексту»: наша задача не сделать набор в лагерь, в свой клуб,
который представлен в проекте студенческой группы, хотя это тоже
может быть. Почему бы и нет? Всё-таки, акцент надо делать на том,
что это студенческие проекты, в которых студенты, «прокачивая» свои
компетенции, встали на позиции организаторов, лидеров, зачинщиков,
дизайнеров как «старых» программ, проводимых различными командами,
так и новых. Акцент на то, что в нашей широкополоске можно
«отследить» это рост компетенций на профессиограмах…
Надо отдать должное, во время конференции, мы как-то поймали
«некоторые недоумения» гостей, но постарались их выправить на общих
обсуждениях. Так что очень даже полезно, когда какие-то
организаторы «наблюдают» процесс со стороны и могут во время внести
коррективы и исправления…
На конференции 15 февраля проводились три секции: студенческая,
преподавательская и родительская. Названия – условные. Подробности
этих условностей можно понять из программы. Поэтому остановлюсь
только на той секции, где была я. В нашей уютной аудитории
собрались те, кому интересно было бы включиться в программу точки
зрения ведения модулей, курсов, знаниевых блоков. Условное название
секции – преподавательская. Удивило то, что пришли люди, модули
которых мягко вписались или могут вписаться в примерный план
погружений второго полугодия. Здесь и специалисты по
лингвистистике, театру, семейному образованию, работе с ресурсными
состояниями. Думаю, что теперь, важно, чтобы вовремя была сделана
расшифровка стенограммы секции, а связи и контакты нашли своих
логистов и ответственных.
Вообще, перед проектом ШПиО - новый вызов. Раньше
практиориенторованность наших студентов реализовывалась в
конкретных студенческих проектах программах. А сейчас появилась
новая потребность в орг. ресурсах: нужно готовить навигаторов,
логистов-координаторов, держателей модулей, которые хорошо
ориентированы в теме, в том числе в компетенционной модели.
Во время и после конференции был затронут вопрос о семантике.
Когда появляется среда, возникает общее семантическое поле, которое
связывает людей. А чем больше круг этих людей, тем меньше люди
знают друг друга. Так что Слово помогает понять и сплотить, дать
общее основание для понимания. Поэтому так важно найти правильное
обозначение тех или иных наших позиций, уловив правильный
ассоциативный ряд, формируемый тем или иным понятием.
Ещё во время первой конференции был определен круг авангардных
педагогический профессий, к которым мы «готовим» выпускников:
навигатор (тьютор), создатель и ведущий авторского курса, создатель
(эксперт) образовательных сред, упаковщик (переупаковщик),
концепт-методист. Самые большие вопросы вызвал упаковщик
(переупаковщик), который вызывает ассоциации с фабрикой, где
требуется вот такой специалист. Хотя речь идет о людях, которые
фактически формируют целый «образовательный набор», состоящий из
программ, организации развивающей, образовательной среды и т.д. под
конкретного заказчика или конкретные задачи. Скорее, это похоже на
дизайнера образования… Всё-таки, необходимо, «поиграть словами» и
найти те самые обозначения понятий, те фразы и выражения, которые
будут отображать смысл и формировать правильные ассоциативные ряды.
Так что, возможно, это задача для лингвистов, которых у нас
подбирается достаточное количество.
Ещё одна задача, которая вылезла после до-набора. И про неё надо
не забыть. Это спрос на естетвенно-научное погружение. Оказалось,
что и среди младшего и старшего потока такая потребность есть. И
тут, мы со стороны Москвы, готовы предложить свои возможности. Как
раз сейчас мы готовим программу для Музея живой науки, довольно
успешно провели научный модуль в ноябре. Хотели бы и дальше
развивать это направление. Поэтому рассматриваем развитие этого
естественно-научного направления в ШПиО как взаимовыгодное
сотрудничество. Так что можно на нас рассчитывать – связь через
Глазунову Оксану и Бабундина Сергея.
По знаниевому блоку постараюсь кратко, на уровне решений и
обязательств. Москва взяла на себя обязательства проработать курс
под условным названием «практическая психология». Хотя, название,
по-моему, мы так и не утвердили. И это тоже к вопросу о
семантическом поле. Но, проговорили, что каждая из тем, должна
включать в себя – лекцию (видео или «живая лекция»), тесты и
картопазлы, эссе или творческая работа, и как итог зачетное
собеседование по курсу. Наличие всего этого набора носит «рамочный
характер» . Но от него отталкиваемся. Тематика примерно
такая:
1. Деятельностный подход
2. Мотивационная структура
3. Компетенционный анализ
4. Сценарии Берна
5. Мужские (социальные) архетипы в Комплексной сказкотерапии
6. Коды, патерны поведения. Фольклор.
7. Динамика развития группы Виды групп.
8. Введение в социотехнику
9. Вызовы в образовании. Социальные процессы и место образования в
них.
Это примерный список. Деятельностный подход (1), как я поняла,
Михаил Кожаринов прочитал как лекцию во время последнего визита в
Питер. Часть тем будет включена в первое психологическое
погружение, а часть – во второе. Поняла, как задачу, более
конкретны вариант и план по реализации нужно сделать и принять
решение в ближайшее время, ну, например, до 25 февраля. Ели что-то
не так, поправьте сразу.
Ну, и конечно, я не могу обойти вопрос про компетенции,
микророли и профессиограммы. Хочется обрадовать тех, кто понимает,
о чем я говорю, что на портале Метаверситета заработали
интегральные компетенции! Поэтому с меня в ближайшее время -
рассказ для всех, что это такое и как с этим работать. Сроки
уточню.
Несколько трансформирую свою мастер-логику, поскольку собралась
группа «Родительские компетенции», поэтому как мастер-логик буду
работать по этой теме. Что это и как писала на Портале, повторяться
не буду - students.metaversity.ru/news/120/
Но… те, кто только включился в проект и у вас появились вопросы,
первые консультации – у своих навигаторов. А дальше можно писать на
почту, а ещё лучше присоединиться к обсуждению сюда skazki.metaversity.ru/co/glazunovaoxana/
Было бы очень кстати, если бы образовалась группа добровольных
помощников-консультантов и числа студентов по компетенциям и работе
на Портале студента.
Кстати, большое спасибо питерским навигаторам, всей команде
организаторов и студентов за понимание и заинтересованность в
процессе разработки компетенционной модели. Появление интегральных
компетенций не просто «уточняет» картину, а делает ей полноценной,
расширяет возможности при создании своих авторских видений
професиограмм для различных факультетов и видов деятельности.
Ещё одна «семантическая» проблема с компетенциями, с которой мы
столкнулись за прошедший семестр. Ведь «оценки», которые мы ставим
по микроролям и вообще система микроролей не должна подаваться как
«оценка». Хорошо бы подобрать какое-то другое слово. Но если в
предыдущих случаях «семантических казусов» у меня хоть были
какие-то варианты, то здесь что-то ничего на ум не приходит. Оценка
по микроролям действительно носит оценочный характер, если
микророль «придумывается» после проведения того или иного
мероприятия. И она превращается в возможность простроить личную
траекторию, когда заведена в систему заранее, и студент имеет
возможность, посмотреть рекомендации системы, заявиться на ту или
иную роль. В конце концов, студент имеет право составить себе
расписание.
Микророли вообще больше про деятельностный поход, для того чтобы
понять какие роли (позиции) нужны для успешной организации
деятельности. Поэтому, как профессиограммы начинаются с образа
Деятельности, так и микророли начинаются с образа Действия, которое
является структурной единицей деятельности. Не случайно,
прослеживается закономерность: подобно тому, как цепочка действий
складывается в деятельность, так и нить микроролей формирует
профессиограммы.
Ну и напоследок, о некоторых перспективах. Об этом тоже,
говорили на итоговой конференции, когда касались стратегии
развития. Это про следующий учебный год. Мы всё-таки, ставим задачу
открыть полноценные группы ШПиО, решив целый круг формальных
вопросов, связанных с выдачей корочек, договоров с ВУЗами, имеющими
лицензии и аккредитации… Мы начинаем эту работу. Мы на это
решились. Эта работа, которая «съест» довольно много
организационного ресурса. В связи с этим возникает необходимость
набора студентов в платные группы на следующий год и много-много
других задач. Я не буду останавливаться на этой теме. Попробую
всё-таки попросить по этому вопросу написать что-то Кожаринова
Михаила…
Спасибо, Питеру! Ну, что ж, попробуем вас догнать! Вы, конечно,
убежали вперед от Москвы – ровно по той дорожке, которую мы вместе
выбирали и проектировали. Но! Мы вас догоним! Мы ж в одной
упряжке!